Карта сайта (sitemap) помогает поисковикам быстрее и лучше индексировать ресурс. В статье расскажем об их форматах и видах, правилах создания и распространённых ошибках, которые приводят к негативным последствиям.
Sitemap – это отдельная страница или файл, в которых указаны все ссылки на важные страницы ресурса. Она нужна поисковым системам и людям: боты лучше индексируют страницы, а посетители могут быстро попасть в нужный раздел. Карту можно сравнить с книжным оглавлением, которое помогает читателю ориентироваться в информации.
Обязательно ли делать карту?
Поисковые боты могут проиндексировать веб-страницы и без карты, но это может занять больше времени. К тому же благодаря ей краулеры просканируют сайт быстрее и более «интеллектуально», что хорошо скажется на продвижении в целом. Особенно рекомендуем сделать сайтмап в следующих случаях:
- молодые веб-площадки;
- порталы со сложной структурой;
- частые обновления;
- наличие динамических URL-ов;
- отсутствие внутренних ссылок на некоторые разделы;
- разная приоритетность страниц.
В целом она не помешает любому ресурсу, главное – правильно выбрать формат.
Основные форматы
Есть 2 допустимых формата sitemap, расскажем о них подробнее:
- HTML карта сайта. Отдельная страница с анкорными ссылками на разделы и подразделы ресурса. Предназначена для живых посетителей и практически не важна для поисковиков. Допускается не более 100 ссылок, если их будет больше, то какую-то часть роботы не проиндексируют или вообще проигнорируют все. Располагается в футере сайта – доступна с любой страницы. Большое количество данных часто оформляются CSS-стилем. Рекомендуем сделать Sitemap.html на ресурсах со сложной иерархией, особенно если в главном меню нет указаний на некоторые разделы.
- XML карта сайта. Учитывается поисковиками, передаёт краулерам сведения об актуальной структуре веб-площадки. Представляет собой файл со ссылками на значимые страницы, размещается в корне сайта. Допустимое количество ссылок – 50 тыс., максимальный размер – 10 МБ для Яндекса и 50 МБ для Google. Обязательные теги – urlset (родительский), URL (адрес) и loc (местоположение URL). Ещё можно установить частоту обновлений (<changefreq>) и приоритетность URL относительно других URL сайта (<priority> от 0,1 до 1,0). Такие дополнительные указания носят рекомендательный характер и не факт, что поисковые машины будут им следовать, – лучше сосредоточиться на корректных URL-адресах.
Делать HTML целесообразно только на сайтах со сложной иерархией. XML sitemap полезна для всех ресурсов: это гарантия корректной индексации и повышения взаимодействия роботов с сайтом. Остановимся подробнее на её создании.
Какие ещё бывают карты?
Чтобы улучшить сканирование определённого типа контента, к главной карте делают дополнительные:
- SitemapImage. Предназначена для изображений и обеспечивает их быструю индексацию, показы в выдаче. Нужны площадкам с большим количеством фотографий, картинок, графических элементов, особенно при использовании JavaScript. Яндекс раньше не поддерживал пространство имён SitemapImage, сейчас с этим проблем не возникает.
- SitemapVideo. Поможет повысить рейтинг в выдаче видеоконтента. В файле возможно указать разные параметры: тайтл и дескрипшн, URL ролика и проигрывателя, рейтинг, дату публикации. SitemapVideo поддерживается пока только Google.
- SitemapNews. Полезна для новостных проектов, когда нужно быстро проиндексировать актуальную информацию. Здесь есть требование: возраст записей на странице не должен превышать 2-х суток – старые удаляйте из файла. Яндекс пока тоже не воспринимает SitemapNews, она создаётся больше для сервиса Google News.
Карты этих видов делают отдельно или добавляют синтаксис в главный файл.
Способы создания XML sitemap
Если сайт небольшой и не планируется добавление новых страниц, то сделайте карту с помощью бесплатных сервисов, например, XML-Sitemaps. Найдите нужный инструмент, укажите адрес площадки, кликните на старт и подождите пару минут. Сервис сгенерирует файл, скачайте его и загрузите в корневую папку ресурса. Есть и другие генераторы: GSitemap Generator, xSitemap, SiteMapXml и т.д.
Для более сложных сайтов лучше использовать специальные модули для CMS, у них больше функционала: можно управлять параметрами, уведомлять поисковики о создании новых страниц. Для сайта на WordPress рекомендуем плагин Google XML Sitemaps. Пользоваться несложно: установите модуль и кликните по ссылке создания карты, можно покопаться в настройках (расставить приоритеты, исключить страницы, которые не должны быть проиндексированы и т. д.). В целом есть много плагинов для разных движков, у некоторых CMS функция создания карты уже входит в базовый набор инструментов.
Если файл получился громоздкий и не укладывается в установленные параметры, разделите его на несколько документов. В этом случае создаётся главная индексная карта, в которой указывается информация о других файлах.
Чтобы поисковые машины обнаружили файл, добавьте его URL в robots.txt. При необходимости укажите несколько адресов карт. Все они автоматически будут доступны в Yandex и Google вебмастере, здесь можно анализировать и проверять корректность их работы.
Ошибки карты сайта и рекомендации по её составлению
Проанализировав распространённые ошибки вебмастеров, мы составили перечень требований для правильного сайтмап:
- в файле отсутствуют ссылки с ошибками и редиректами, код ответа сервера – всегда 200;
- ссылки и файл расположены на одном и том же домене;
- длина URL – максимум 1024 символа;
- стандартная кодировка символов UTF-8;
- даты соответствуют стандартам W3C (например, 2021-01-15);
- файл индекса не содержит ссылки на другие файлы индекса сайтмап.
Проводите анализ sitemap в панели вебмастера, там указаны все ошибки. Вовремя устраняйте недочёты, актуализируйте содержание файла, при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Правильная карта сайта – ещё один шаг к успешному продвижению проекта. Не игнорируйте этот инструмент для достижения максимальных результатов.